понедельник, 29 апреля 2013 г.

Христианство как секта сект


Возможно, для кого-то это окажется откровением, но в первые десятилетия своего существования христианство вполне органично себя чувствовало в рамках ветхозаветной традиции, , то есть, грубо говоря языком современной РПЦ, являлось иудейской сектой. Ученые даже придумали специальный термин - «иудео-христианство». Христиане чтили Тору, в «шабад» посещали синагогу, отмечали праздники. Вообще - сама возможность проповедовать учение Христа среди неиудеев вызвала первый раскол в христианстве – эвионитов и назореев.

Иудейский период в истории христианства закончился в 70-х годах нашей эры, когда после неудачного антиримского восстания Иерусалим был разрушен, а Храм сожжен. Что характерно, большинство христиан отказалось защищать родину и заранее покинуло Иерусалим, рассеявшись по территории Римской империи и плодя многочисленные секты. Какая-то часть из них впоследствии была объявлена еретическими, кому-то повезло больше – и они стали различными христианскими церквями.


Как правило, секта переходила в статус церкви, если ей удавалось завлечь в свои ряды какого-нибудь правителя (например, Римского императора) или вовсе стать государственной религией (первым христианским государством, как известно, стала Армения, и Армянская апостольская церковь – одна из старейших в христианстве). Церкви размножались делением, причем порой каждая из частей обвиняла другую в сектантстве. Секты, перешедшие в разряд церквей, в свою очередь, давали жизнь новым сектам, некоторым из которых, в свою очередь, тоже удалось стать церквями и даже новыми ветвями христианства (как это случилось с протестантами). Собственно, основным занятием большинства христианских церквей столетиями оставалась борьба с сектами внутри себя и конкурентами за имя Христа вокруг. Причем принципиальной разницы между внутренними и внешними врагами не ощущалось. Те же крестовые походы с равной легкостью объявлялись против мусульман, язычников, православных, альбигойцев, катар, гуситов.

Ну а с тех пор, как появление новой секты перестало вызывать мгновенное желание ортодоксов сжечь всех ее последователей на кострах, количество христианских церквей в мире растет еще быстрее. Сегодня в мире существует несколько тысяч обособленных церквей, относящих себя к христианским. Как далеко ушли они от слова «секта»? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий