понедельник, 10 июня 2013 г.

Закон, что дышло

Российский закон универсален до отвращения. Не в том смысле, что всесторонне защищает права живущих в стране людей, а в том, что трактовка его норм в большинстве случаев допускает очень широкие вариации. То или иное решение зависит от конкретных нужд самих законодателей, либо тех, кто за ними стоит. В зависимости от текущих потребностей, закон яростно отстаивает чьи-либо права, служит карательным инструментом в отношении неугодных, либо просто становиться формальностью. В последнем случае действует знаменитое правило о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Такое положение дел наблюдается еще с советского времени. Формально сталинская конституции была одним из самых демократичных документов своего времени. А фактически сталинская эпоха была расцветом тоталитаризма, и власть в стране принадлежала никакому ни советскому народу, а одному человеку. Им лично принимались все ключевые решения в жизни страны, он лично расписывался под расстрельными списками «врагов народа». А знаменитая 58-я статья была «универсальным» оружием в руках НКВД. По ней могли осудить любого: от рассказчика политического анекдота про вождя народов и лучшего друга физкультурников до реального иностранного шпиона. Причем, в первом случае достаточно было сигнала со стороны бдительных соседей по коммуналке. А, проще говоря, доноса. К юмористу «черный ворон» выезжал незамедлительно. Такими методами обитатели коммунальных квартир нередко решали свои жилищные проблемы: комната, освободившаяся от «врага народа» доставалась его соседям. Сегодняшнее российское правосудие порой до боли напоминает эту нехитрую схему. Изменилась только панорама и действующие лица другие. На смену социалистической парадигме пришла суверенная демократия. Вождя народов сменил нацлидер. «Врагами» этого народа стали предприниматели и бизнесмены, а функцию статьи 58-й взяли на себя статьи 159-я (мошенничество) и 174-я (Легализация (отмывание) денежных средств) российского уголовного кодекса. Ах, да! Совсем забыли про соседей по коммуналке. Их роль играют деловые партнеры преследуемых бизнесменов, либо сама российская власть, которой эти бизнесмены перешли дорогу. В первом случае в пример можно привести недавно освободившегося Алексея Козлова, во втором Михаила Ходорковского. Освободят ли последнего, с уверенностью не может сказать никто. После допроса Следственным комитетом уехавшего из России экономиста Гуриева в кулуарах поговаривают о третьем уголовном деле в отношении опального олигарха. Еще одним «врагом» сделали оппозиционера Алексея Навального, в исходе суда над которым сомнений у публики тоже маловато. 
Возможно, кто-то скажет, что по этим отдельным случаям нельзя делать вывод о массовости происходящего. Согласен. Но, думаю, журналист или общественник любого российского региона на вскидку назовет вам десяток «заказных» уголовных дел областного масштаба, о которых широкая российская общественность в большинстве случаев просто не знает. 
О том, что многие российские бизнесмены сидят по «заказным» уголовным делам еще с 90-х, говорили авторы проекта амнистии, отклоненного российским президентом. Так что в массовом характере расправ с сегодняшними «врагами» сомневаться не приходится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий